1. Использованные в файле шрифты не прилагаются к оригиналу-макету или текст не преобразован в кривые
Ошибка, свойственная тому, кто делает первые шаги в графических программах. Чтобы осознать, что шрифт – это особая информация, которая берется из отдельных файлов, отнюдь не являющихся частью любимого графического редактора, нужно как минимум иметь элементарные знания о том, что представляет собой "компьютерный" шрифт, как он используется операционной системой, как управляется шрифтовым менеджером. Однако, не будем здесь об этом распространяться. Достаточно понять, что если шрифт отсутствует в компьютере того, кому вы отдаете верстку с использованием этого шрифта, нормальная работа с такой версткой невозможна. Она не была бы возможна вовсе, если бы программы не умели заменять один шрифт на другой. Если вас устроит замена тщательно выбранной гарнитуры на "любую другую", письменно уведомьте об этом сервисное бюро – и ни о чем не беспокойтесь. Если же вы настаиваете на использовании именно той гарнитуры, которую вы видели на своем дисплее и на подписанной заказчиком распечатке – скопируйте файлы шрифтов на CD с финальной версией работы (желательно в отдельную папку) и только тогда отправляйте в сервисное бюро. Этим вы несомненно поднимете свой статус в глазах спецов по "допечатке".
Разумеется, есть способы автоматизации данной процедуры: функция Collect, частью которой является автоматическое определение шрифтов, использованных в дизайне и копирование их в указанное место на жестком диске, входит в состав программ верстки или других специализированных программ. Подробнее об этом будет сказано в статье "Подготовка к удаленной печати".
Другой способ избавиться от проблем со шрифтами – преобразовать шрифты в графику. Всякая информация о шрифте будет утрачена, но при этом, разумеется сохранится внешний вид текста. Надо сказать, что у этого способа есть несколько преимуществ: во-первых, тому, кто будет иметь дело с вашей работой после вас, уже не понадобятся шрифты. Во-вторых, отпадает проблема шрифтовой совместимости платформ Windows, Mac и др. В-третьих, если ваш шрифт был не лучшего качества и мог вызвать ошибки в процессе его обработки на RIP''е – то теперь такой опасности не будет (если шрифт был уж совсем плохого качества, то опасность неправильного вывода некоторых символов все же остается). На этом преимущества заканчиваются. Недостатки: вырастает объем файла, ведь вместо информации о двух-трех шрифтах в него записывается информация о десятках, сотнях, тысячах кривых Безье. Во-вторых, будет чрезвычайно затруднена (а то и просто невозможно) правка текста, если в последний момент таковая понадобится. Помните об этом. Кроме того, для исправления текста может понадобится именно тот шрифт, которым текст был набран. В-третьих, с утрачОльгаием связи с файлом шрифта теряется такая специфическая возможность как хинтование (процедура, повышающая точность отображения шрифтов при растеризации, – на дисплее или другом устройстве невысокого разрешения, например, лазерном принтере с разрешением 300 dpi).
И в завершение – один совет. Возьмите себе за правило хранить шрифты, использованные в проекте, вместе с остальными файлами этого проекта. Много места они не займут, зато такая привычка может однажды избавить вас от массы проблем и потерянного времени.
2. Растровые изображения заверстаны без связи с оригинальным файлом либо встроены в векторный файл, и оригинальные изображения не прилагаются
Что касается изображений, от которых в дизайне осталось лишь preview или просто пустой "конверт", то тут все очень похоже на ситуацию с отсутствующими шрифтами. И решается так же: с помощью команды Collect в упомянутых программах. И это – единственное решение.
Другой вопрос: а почему бы, собственно, не встроить изображение в векторный файл? Вообще говоря, это не возбраняется, тем более если продиктовано особенностью дизайна или потребностью в специфических для векторной программы эффектах. Но возражения тоже есть. Первое: векторный файл разрастается до неоправданно больших размеров. Второе: время открытия и сохранения файла, время его обработки на RIP''е существенно увеличиваются (какое-нибудь сервисное бюро просто возьмет с вас дополнительную плату за неграмотно сделанный файл, ведь для них время – деньги). Но если эти две первые причины еще можно признать отговоркой ввиду того, что мощность современных компьютеров позволяет "переваривать" и не такое, то вот еще возражение: вы уверены, что на этапе допечатной подготовки не потребуется каких-либо манипуляций с вашими растровыми изображениями? Пример? Пожалуйста: внести поправку в какой-нибудь локальный цвет или в изображение в целом, в том числе с поканальным просмотром; исправить неверное цветоделение (читай, преобразование в CMYK), в том числе проверить и скорректировать превышение допустимой суммы красок в тенях; выполнить треппинг – именно в растровом изображении, с использованием команды Trap Фотошопа, такая необходимость бывает не так уж и редко; в конце концов конвертировать ваше изображение из RGB в CMYK, если вы забыли это сделать; и тому подобное. Порой оператор, готовящий вашу работу к выводу, просто хочет открыть растровое изображение, чтобы внимательно изучить его в Фотошопе – но вы лишили его этой возможности. (Как-то мне пришлось столкнуться с ситуацией, когда 2 из 10 внедренных в файл Иллюстратора изображений (файл Иллюстратора в формате EPS был затем заверстан в Quark) оказывались только на черном плейте (в CMY было пусто) – и все лишь потому, что внедренные изображения были сохранены в Фотошопе с опцией LZW-сжатия. На всякий случай пришлось "извлекать" из иллюстраторного файла все 10, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.)
3. Растровые изображения имеют недостаточное или слишком высокое разрешение
Некоторые детали этого вопроса уже изложены в статье "Растровые изображения", поэтому просто отсылаю вас к тому месту в ней, где говорится об этом говорится.
К сказанному можно добавить еще вот что: при выборе разрешения необходимо руководствоваться не только линиатурой вывода, но и сюжетом изображения. Разрешение изображения, сюжет которого представляет собой просто фактуру и служит едва заметным фоном страницы, также можно считать избыточным, если оно составляет 300 dpi (при линиатуре вывода 150-175 lpi). Иначе говоря, нет никакого смысла в высоком разрешении, если изображение содержит минимум значащих деталей. Будет достаточно и 100-250 dpi. И наоборот, если в сюжете масса интересных деталей, оно просто обязано быть высокого разрешения (разумно высокого для данной линиатуры вывода).
4. Выпуски за обрез слишком малы или отсутствуют
Ошибка, характерная для новичков. Подготовленный человек знает, что резка печатной продукции производится, как правило, стопой в несколько десятков листов, а это значит, что даже сверхточный резательный станок не позволяет избежать небольшого скольжения, смещения листов в стопе. Да и сами станки, даже компьютеризированные – всего лишь электронно-механические устройства и имеют предел точности. Опять же, бумага имеет свойство деформироваться во время печати, подвергаясь действию красок и валов в печатном станке, а затем во время сушки и другой обработки. Короче говоря, процесс резки предполагает неизбежную погрешность. То же – и даже в большей степени – относится и к штанцеванию (вырубке изделий штанц-формой). Особый случай – фальцовка брошюр и книг, где дополнительная часть изображения необходима для компенсации сползания страниц из-за толщины тетрадки. Все это приводит нас к выводу, что сверх окончательного формата изделия необходимо предусматривать некоторый запас изображения, выходящего за линию реза. Это так называемый выпуск (или вылет) за обрез. Единственный случай, когда он не нужен – если ни один элемент изображения не касается края изделия, т.е. со всех краев остается лишь незапечатанная бумага. Во всех прочих случаях (а в рекламной, журнальной и упаковочной продукции такие случаи составляют подавляющее большинство) выпуски за обрез необходимы.
Общепринятая величина вылета – 5 мм. Для продукции, не требующей другой отделки или послепечатной обработки, кроме резки, и имеющей простой прямоугольный формат (плакаты, листовки) эта величина может составлять 2-3 мм. Но я бы советовал всегда оставлять 5 мм. Убрать лишнее всегда можно. Это куда проще, чем добавлять недостающее. Если в вашей работе отсутствуют вылеты за обрез, типография может отказаться принимать ее в производство.
5. В файле присутствуют лишние плашечные краски либо не определены те, которые действительно необходимы
Плашечные краски – эта те, которые смешиваются до печати, вне печатной машины. Плашечной является, по сути, любая краска, кроме входящих в состав стандартной типографской триады (cyan, magenta, yellow, black) или ее расширенного варианта – шестикрасочной модели (cyan, magenta, yellow, black, orange, green; первые четыре краски не являются полным аналогом стандартной триады). Плашечные краски используются для равномерного запечатывания больших областей, для точной передачи цвета (например, фирменного цвета) или при 1-, 2-, 3-красочной печати.
Ясно, что плашечная краска печатается отдельной печатной секцией машины, с отдельной офсетной формы. Следовательно, цветоделение должно быть выполнено таким образом, чтобы все элементы, которые будут печататься плашечной краской, оказались на одной пленке. Выход один – назначить всем нужным элементам в файле требуемый цвет. Цвет должен обязательно иметь атрибут "spot color". Имя и состав одного и того же плашечного цвета в разных файлах проекта должны полностью совпадать – в противном случае вы можете вместо одного получить два разных цвета, имена которых, к примеру, различаются лишь пробелом в названии. Постоянно контролируйте процесс именования плашечных цветов на всех этапах обработки файлов.
Обратная сторона проблемы – лишние плашечные цвета. Совершенно нормально использовать при создании дизайна цвета из различных библиотек плашечных цветов, которые обычно входят в состав графических программ. Важно по завершении работы не забыть отменить атрибут "spot" для тех цветов, которые вы не планируете использовать в качестве плашечных при печати. Отмена атрибута "spot" будет однозначным указанием для программы, что цвет является обычным триадным; при этом имя цвета уже не имеет никакого значения.
6. Неверно выполнено предварительное цветоделение
Основные проблемы: некорректное использование цветовых профилей, проблемы с генерацией черной краски, неверные параметры растискОльгаия, превышение допустимой суммы красок. Каждая из этих проблем может быть предметом отдельной статьи, книги или исследования. Отчасти они будут рассмотрены в будущих статьях: "Цветокоррекция" и "Условия предсказуемости цвета". Пока же – пара рецептов для их решения. Самый простой способ не иметь проблем с цветовыми профилями – не использовать их вовсе. Не включайте профили в файл, не используйте их при выполнении цветоделения, если не можете тут же проконтролировать результат. О допустимой сумме красок проконсультируйтесь в вашей типографии. Если по каким-то причинам это невозможно, не превышайте значения 300-320 для качественной печати на мелованных бумагах или 250 – для сортов бумаг, используемых для печати газет. Что же касается генерации черной краски и параметров растискОльгаия, почитайте об этом в книгах Дэна Маргулиса о цветокоррекции в Фотошопе, там даны достаточно практичные рекомендации и объясняются причины проблем. Общая рекомендация такова: в Фотошопе используйте параметр Black generation > Light или Medium в качестве стандартного, но Hard – для сюжетов, в которых преобладают нейтральные тона. Параметр растискОльгаия выберите опытным путем, с учетом того, что он ниже на качественных мелованных бумагах (12-20) и выше (20-30) – на "газетных" сортах, на недорогом картоне.
7. В файле присутствуют элементы в цветовой модели RGB
Тут, как говорится, все сказано. Несмотря на то что последние версии некоторых программ корректно различают присутствие RGB-цветов в файле и преобразуют их в CMYK с помощью установленного профиля, все же куда надежнее делать это самому. В противном случае, вместо цветных изображений вы можете получить черно-белые или цветоделенные автоматически с помощью цветового профиля по умолчанию – в этом случае цвет может сильно отличаться от того, который вы предполагали получить.
Надежный способ поиска RGB-цветов предоставляют preflight-функции программ или специализированные программы предпечатной проверки (одна из самых известных – FlightCheck). Adobe Illustrator, например, выдает предупреждение о наличии RGB-объектов в файле при его сохранении (до версии 8 включительно) или не позволяет использовать RGB-цвета в документе, которому назначено цветовое пространство CMYK (начиная с 9-й версии редактора).
8. Использованы такие форматы файлов или некоторые их свойства, которые с большой вероятностью могут вызвать ошибку PostScript-устройства
Альфа-каналы, LZW- или JPEG-сжатие, сложные обтравочные контуры, OLE-объекты и др. – могут вызвать ошибку при обработке задания на RIP''е. Такая возможность работы с объектами как OLE (динамическое встраОльгаие части или всего файла в другой) вообще не поддерживается языком PostScript, следовательно от OLE необходимо отказаться. Обработка файлов, сохраненных с различными сжатиями, стала поддерживаться RIP''ами сравнительно недавно. Вы уверены, что ваш входит в их число? То же относится к обтравочным контурам и другим векторным объектам, состоящим из очень большого числа опорных точек и сегментов (ошибка при их обработке наиболее характерна для старых RIP''ов с поддержкой только PostScript Level 1). Во избежание проблем старайтесь создавать обтравочные контуры в Фотошопе вручную или с параметром Make work path > Tolerance не меньше 1 px.
9. Файл создан в программе, не предназначенной для изготовления оригинал-макетов
Если вам приходилось переделывать буклет или визитки, созданные в Ворде, извлекать изображения из файлов PowerPoint, узнавать, что кто-то хранит логотипы в CorelXara и тому подобное, то дальнейшие объяснения не требуются. В не предназначенных для полиграфических работ программах обычно работают те, кто понятия не имеет, в чем надо работать – одним словом, непрофессионалы в этой области.
Если вам в работу поступает такой файл, выходов, как обычно, два – брать или не брать. Если не берете, объясните почему (достаточно будет формулировки: не соответствует техническим требованиям). Если берете, опять же объясните, что такой файл следует приравнять в лучшем случае к сырому, требующему полной переделки материалу, а в худшем – к принтерной распечатке; соответственно, переделка повлечет за собой дополнительные финансовые и временные затраты и вы требуете их компенсации. Прежде чем решить, браться за такую задачу или нет, оцените, можно ли в принципе добиться достаточного качества из имеющихся материалов и реальны ли сроки. Не забудьте поинтересоваться у клиента, нет ли у него тех же изображений в других форматах (возможно, они у него есть, просто ему в голову не приходит, что проблема решается так просто). Вас ставят в тупик – импровизируйте. И никогда не давайте таких файлов другим, одного взгляда на них будет достаточно, чтобы признать в вас неспециалиста, как бы вы ни доказывали обратное. Избежать неприятностей просто: свяжитесь с вашей типографией (если не знаете, где будете размещать заказ, свяжитесь с любой, а лучше с тремя сразу) и попросите выслать вам их технические требования, можете заодно уточнить, что именно вы планируете делать (книгу, брошюру, плакат, газету). Поверьте на слово, любая типография с готовностью предоставит вам свои требования, вышлет по факсу, по электронной почте или укажет адрес своего сайта; ей это ничего не стоит, куда проблематичней извлекать изображения из Ворда или Эксела…
10. В названиях файлов использованы символы кириллицы
К сожалению, это факт – кириллица создает много проблем в компьютерном мире. Не называйте файлы по-русски. Не давайте папкам, в которых хранятся файлы проекта, русские имена (путь к файлу с указанием этого имени тоже может вызвать проблемы). Если вашей платформе или в вашей операционной системе или программах кириллица не создает затруднений, это не означает, что их не будет у других, у тех, кому вы передаете файлы. Просто примите это как жесткое и необходимое правило. Возможно, однажды, с внедрением повсеместной и полной поддержки Unicode проблема кириллицы сама собой решится, а пока – береженого Бог бережет.